20.11.2015 Обзор исследования Агентства «Контакт» (InterSearch Group Russia): «Инновационные менеджеры»

Инновационный менеджер – настолько незаурядная профессия, что в России все еще нет для нее чёткого определения. Коротко – это люди, способные генерировать новаторские идеи, воплощать их на практике и превращать в рентабельные коммерческие продукты. Круг компетенций таких специалистов необычайно широк: от высокотехнологичных инженерных решений до создания сверхполезных товаров широкого потребления.

В ходе недавнего исследования агентства «Контакт» выяснилось, что в абсолютном большинстве российских компаний не сформированы методики оценки эффективности инновационных специалистов. Вторым по популярности оказалось применение системы KPI, выходящей из процесса Stage Gate Post launch rewiev (по каждому проекту). На третьей позиции оценка ключевых метрик, влияющих на основные показатели компании (финансовые, количественные, качественные). На четвертом – оценка по проектам (эффективность и успешное внедрение), и на последнем – оценка конечного результата.

При этом деятельность инновационных менеджеров оплачивается довольно высоко: 6% компаний согласны платить больше 300 тысяч рублей, от 120 до 140 тысяч – 18%, еще 18% – от 90 до 110 тысяч рублей, зарплату в 60-80 тысяч готовы назначить 20% респондентов, и от 40 до 50 тысяч рублей – 12%.

Больше всего инновационные менеджеры необходимы в фармацевтике и медицине, где развиваются масштабные научные исследования (23%), и в производстве (19%). Меньше всего – в банковском секторе и сфере товаров массового потребления.

Среди самых востребованных инновационных специалистов особо выделены digital-маркетологи (15%), инженеры-композитчики и проектировщики 3D-печати (11%). Тем не менее, 29% респондентов указали, что в их отрасли вообще не задействованы профессионалы такого уровня.

Для отбора кандидатов на должность инновационного менеджера компании чаще всего прибегают к услугам кадровых агентств (45%), чуть реже – используют стандартные сервисы интернет-рекрутинга (43%). С компаниями смежных отраслей взаимодействуют 29%, с профильными вузами – 19%. Другие способы применяют 24% участников опроса.

Авторы исследования отмечают, что четыре года назад никто из участников аналогичного опроса не указал, что в его компании применяется какая-либо методика отбора таких специалистов.

В этом году ситуация несколько изменилась, однако абсолютное большинство респондентов так и не определили критерии отбора.

Специализированные программы подготовки и обучения инновационных менеджеров предусмотрены только в 24% компаний. Из их числа в 47% случаев обучение ведут уже нанятые внутренние специалисты, 15% приглашают представителей из смежных отраслей, 11% доверяют тренинговым центрам.

Результаты исследования позволяют сделать ключевой вывод: в сегодняшних реалиях инновационные менеджеры востребованы в довольно ограниченном количестве. Это объясняется тем, что потребность в специалистах такого класса увеличивается при растущем рынке. А поскольку любые новации требуют затрат, сейчас непосильных большинству компаний, уникальных идей и решений ожидают от обычных управленцев.

Юлия Забазарных, партнер, хедхантинговая компания «Агентство Контакт»:

«На сегодняшний день менеджеры по инновационным продуктам востребованы в довольно ограниченном количестве, многие позиции «замораживают». Связано это с тем, что такие специалисты необходимы на растущем рынке, к тому же, любые инновации требуют вложений.  А в данной экономической ситуации не все компании на это идут. Поэтому сейчас инновационных подходов в решении задач ждут и от обычных менеджеров и управленцев.

Добавлю, что в фармацевтической отрасли при этом активно развивается R&D направление (научные исследования и разработки). Поиск менеджеров для этого направления осуществляется, в первую очередь, с помощью хедхантинга».

В исследовании участвовали 350 топ-менеджеров и HR-директоров российских компаний. Опрос проводился в октябре 2015 года. Подробную презентацию исследования можно посмотреть на сайте хедхантигового «Агентства Контакт»