10.11.2017 Готовы ли мы работать удаленно

Как показывают исследования, многие работодатели считают удаленную работу перспективным трендом, а некоторые уже практикуют такой формат занятости. Между тем далеко не всех сотрудников привлекает возможность работать дома: в основном потому, что люди сомневаются в своей способности к самоорганизации.

Аналитический центр «АльфаСтрахование» представил результаты опроса, проведенного среди 100 российских компаний с ежегодным оборотом от 100 млн руб. Как оказалось, 40% сотрудников не готовы перейти на формат work from home, и 45% из них объясняют это своей неспособностью к самоорганизации. Люди настолько привыкли к офисной дисциплине, что просто не представляют себе, как можно удержать рабочий настрой в домашней обстановке.

21% признают, что страдали бы без быстрой обратной связи с руководством. Очевидно, каждый пятый респондент нуждается в постоянном контроле, а возможно работники просто не хотят брать на себя ответственность за самостоятельные решения: 

11% уверены, что не смогли бы обойтись без общения с коллегами или клиентами, а 10% в принципе не нравится перспектива безвылазно находиться дома. Еще 7% уточняют, что необходимость ежедневно отправляться в офис держит их в тонусе: надо следить за внешностью и гардеробом и каждое утро приводить себя в порядок. Для остальных 6% работа в офисе – это возможность заводить новые знакомства, и они не хотят от нее отказываться.

«В некоторых компаниях предоставляется возможность работать из дома несколько дней в месяц, чаще всего это четыре дня, реже один, - говорит Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование». – При этом человек числится в штате компании, но ему не приходится тратить время на поездки в офис, а работодатель сможет сэкономить средства на оснащение его рабочего места. Несмотря на эти плюсы, не все могут организовать свое время и продуктивно работать из дома. Для таких людей лучшим решением будет традиционное посещение офиса».

Другое исследование международного страхового брокера Mercer Marsh Benefit, в котором участвовали 100 компаний, выявило, что 69% респондентов уже внедрили формат work from home. В 31% компаний пока нет такой опции, однако 30% из них планируют ее реализовать со временем. То есть, предполагается, что люди смогут трудиться из дома примерно через год (43%) или чуть позже (43%), а 14% компаний уверены, что сотрудникам не придется ежедневно появляться в офисе уже через полгода.

Безусловно, готовность работодателей к переводу своих сотрудников на удаленный формат работы сильно зависит от отрасли и специфики профессиональной деятельности. Но все же среди компаний, опрошенных Mercer Marsh Benefit, 26% подтверждают, что из дому могут работать абсолютно все сотрудники, а 74% указали определенные категории. При этом четверть удаленных работников пользуются оборудованием, предоставленным компанией. Обычно дни, когда не надо приходить в офис, оговариваются заранее. В 70% случаев достаточно устных договоренностей с руководством, в 30% - есть письменное подтверждение. 

Большинство российских работодателей также считают удаленную работу перспективным трендом, – показало совместное исследование рекрутинговой компании Hays и PR-агентства Comunica. Почти две трети опрошенных компаний уже практикуют такую форму занятости. Самый популярный график — когда сотрудник работает удаленно, но появляется в офисе несколько дней в неделю (33%), на втором месте — режим, при котором надо приходить не менее 1 раза в неделю (24%). И хотя удаленные сотрудники недостаточно вовлечены в корпоративную культуру, работодателям все же выгоднее их нанимать.

Благодаря удаленным сотрудникам 67% компаний сокращают накладные расходы, 14% — расходы на ФОТ, 10% — на представительские расходы. При этом 28% работодателей экономят благодаря удаленным сотрудникам 5-10% издержек, а 25% — 10-20% издержек.

По результатам совместного исследования сервиса «Битрикс24» и агентства J’son & Partners Consulting, посвященного развитию рынка удаленной занятости в России, перевод каждого офисного сотрудника на дистанционный режим может ежегодно сэкономить работодателю 170 тыс. рублей за счет снижения расходов. Кроме того, по прогнозам J’son & Partners Consulting, в ближайшие годы Россию ждет взрывной рост рынка удаленной работы: к 2020 году каждый пятый работник сможет работать вне офиса. Совокупная экономия от этого перехода составит более 1 трлн. руб.

Одна из российских компаний, которые уже реализовали принцип удаленной занятости – «Вымпелком». С июня 2016 года они запустили проект BeeFree, и среди основных его целей – изменить сознание людей, переключив их с режима «с 9.00 до 18.00» на достижение результата. На дистанционный формат перешли тысячи сотрудников.

Однако отметим, что пока российский рынок труда только присматривается к формату удаленной работы, некоторые западные компании уже успели не только перевести сотрудников на такой режим, но  и отказаться от своего решения. Так, в мае этого года корпорация IBM, которая была одним из пионеров тренда work from home, обратилась к тысячам своих удаленных сотрудников с предложением: вернуться в офисы, перейти на другую должность, либо покинуть компанию. ¯\_(ツ)_/¯