04.10.2016 При проверках ГИТ планируют применять риск-ориентированный подход

Всех работодателей хотят разделить по категориям риска, от чрезвычайно высокого до низкого. Оценка государственного трудового инспектора определит частоту плановых проверок: самых неблагонадежных будут проверять каждый год, самых добросовестных вообще избавят от надзора.

Министерство труда обнародовало проект правительственного постановления, которым вводится риск-ориентированный подход при организации контрольно-надзорных мероприятий Федеральной службы по труду и занятости.

Разработчики поправок намерены присвоить всем работодателям (юридическим лицам и ИП) соответствующую категорию риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий. Ее определит показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье, иные права и законные интересы работников), который будет вычисляться по сложной формуле.

В прилагаемых расчетах учитываются степень тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения норм трудового законодательства, вероятность нарушений обязательных требований, коэффициент устойчивости добросовестного поведения работодателя.

Установленная категория риска определит частоту плановых проверок ГИТ

  • чрезвычайно высокий: один раз в год
  • высокий: один раз в два года;
  • значительный: один раз в три года;
  • средний: не чаще одного раза в четыре года;
  • умеренный: не чаще одного раза в пять лет.

Благонадежных работодателей, которые заслуживают того, чтобы войти в категорию «низкий риск», предлагают совсем освободить от надзора трудовой инспекции.

К какой категории отнести работодателя, будет решать главный госинспектор труда РФ или главный госинспектор труда в регионе. Перечень классифицированных организаций и ИП уполномочен вести Роструд, сведения из него будут предоставляться по запросу. Предполагается, что ранее установленную категорию можно будет изменить по заявлению работодателя (порядок его подачи еще не определен). Каким образом проверяющий орган будет выявлять рисковые критерии, также пока неизвестно. Сейчас проект Постановления проходит независимую антикоррупционную экспертизу.

Между тем, в Минтруде уверены, что предложенные нововведения позволят снизить административную нагрузку на бизнес и одновременно увеличить эффективность государственного надзора за соблюдением норм трудового законодательства.