17.05.2016 Как соблюдается гендерный баланс в российских компаниях

Современные аналитики пришли к выводу: разумное соотношении женщин и мужчин серьезно влияет на бизнес-результаты компании. Растет мотивация и общая продуктивность команды, принимаются более гибкие и взвешенные решения. Однако подходы российских и западных компаний к управлению карьерой и подбору кандидатов на руководящие должности до сих пор заметно различаются

Международная рекрутинговая компания Hays представила результаты последнего исследования Global Gender Diversity Report 2016. Большинство женщин, участвовавших в опросе (62%), полагают, что в России сохраняются неравные возможности для развития женской и мужской карьеры. Однако с ними согласны только 21% мужчин.

Гендерные барьеры

Главными препятствиями респонденты считают неформальные договоренности и стереотипные предубеждения, связанные с распределением женских и мужских ролей — 27% ответов.

На второй позиции в списке ограничений — рождение детей и семейные обязанности (по 23%). На время декретного отпуска женщины «выпадают» из активной деловой жизни — поэтому при подборе кандидатов на руководящие позиции компании чаще отдают предпочтение мужчинам. К тому же, женщинам редко удается уделять равное внимание семье и профессиональному росту.

В российских компаниях нередко встречается предвзятость к женщинам-лидерам — и это третий серьезный барьер для карьерного продвижения (10% ответов).

Кроме того, 4% думают, что женщины медленнее продвигаются по службе из-за того, что не встречают поддержки со стороны семьи и знакомых. Женщины проигрывают в борьбе за высокую должность, потому что не так напористы по своей природе — полагают 3% опрошенных.

Гендерная справедливость

Россия занимает одно из самых последних мест среди 25 стран, где соблюдаются принципы гендерного разнообразия. Всего 8% российских респондентов указали, что в их компаниях существует официальная гендерная политика (общемировой показатель — 28%). Результаты разных государств заметно различаются, однако разрыв с нашей страной слишком очевиден. Для сравнения — четкая гендерная политика принята в большинстве компаний Австралии — 54%, в Великобритании — 40%, в Италии — 28%. Больше всего к равному соотношению мужчин и женщин стремятся в государственном секторе, горнодобывающей, финансовой и производственной отрасли.

63% российских респондентов подтвердили, что их работодатели никак не содействуют профессиональному росту женщин. Хотя отдельные компании все же предпринимают некоторые шаги: к примеру, гибкий рабочий график (17%) или популяризация образа успешной женщины (8%).

Аналитики Hays также изучили, насколько соблюдается гендерный баланс при подборе кандидатов для разных отраслей экономики. Так, в 2015 году доля женщин, которым предложили работу в сфере финансов, составила 42%, в строительстве и недвижимости — 36% , в ИТ/телекоммуникациях — 23%

Оплата труда

Среди российских участников исследования 68% подтвердили, что женщины и мужчины получают одинаковую зарплату, что несколько превышает общемировой показатель (64%). Ответы представителей разных стран показывают, что женщины менее оптимистичны в оценке справедливости условий оплаты труда. Впрочем, отмечают авторы исследования, различия в доходах зависят от опыта: 74% респондентов старше 55 лет утверждают, что их компании оценивают работу мужчин и женщин по уровню квалификации, а не по гендерному признаку.

Карьерные амбиции

Исследование показало, что многие россиянки стремятся к карьерным достижениям. Высшей позиции в компании или профессии хотели бы добиться 55% женщин и 69% мужчин. При этом около половины женщины и столько же мужчин (46% и 47% соответственно) считают, что могут реализовать карьерные стремления в рамках своей текущей позиции.  Впрочем, для 16% женщин достаточным уровнем была бы должность линейного руководителя, в то время как такое положение устроило бы всего 6% мужчин.

Итоги опроса комментирует генеральный директор Hays в России Алексей Штейнгардт: «Поддерживать гендерный баланс в бизнесе очень важно. Разность мужского и женского взгляда на мир — это мощный источник вдохновения, который обеспечивает бизнесу необходимый творческий потенциал. Ключевые области для анализа гендерного равенства в организации - это подход к оплате труда, приему на работу, принципам продвижения по службе, доступность тренингов и обучения, работа по гибкому графику и в принципе вся корпоративная культура организации».

Опрос проводился с ноября 2015 года по январь 2016 года. В глобальном исследовании участвовали 11 500 человек из 25 стран, в том числе — почти 1700 участников из России (от стажёров до руководителей и владельцев бизнеса). Абсолютное большинство респондентов (80%) представляют крупнейшие российские и международные компании из разных отраслей экономики.