24.01.2014 Что представляет собой рынок труда в российском фармацевтическом секторе?

Исследование на эту тему провела рекрутинговая компания «Antal Russia». Аналитики выяснили, насколько стабильным является ситуация на рынке труда в фармацевтической отрасли России.

Традиционно во всех странах мира фармацевтическая отрасль входит число наиболее стабильных и высокорентабельных секторов экономики. Такая же тенденции характерна для России. Однако, в данный момент российская фармацевтическая отрасль находится в состоянии реформирования. Реформа была инициирована российским правительством несколько лет назад и на данный момент пока не завершена. Основная цель реформы – поддержка отечественных производителей медпрепаратов и развитие отечественной фармацевтики, поэтому конкуренция между российскими и иностранными фармацевтическими компаниями (также присутствующими на нашем рынке) продолжается. В связи с этим все более возрастает спрос на высокопрофессиональных специалистов, которые способны решать сложные производственные и управленческие задачи.

Основные требования, которые работодатели предъявляют к потенциальным сотрудникам, достаточно стандартны:

  • медицинское/фармацевтическое образование;
  • опыт работы в соответствующей сфере;
  • знание английского языка.

Немаловажными для работодателей продолжают оставаться проблемы мотивации и лояльности приходящих в коллектив новых сотрудников. Важное значение сегодняшние работодатели придают выяснению причин, по которым работник хочет сменить место работы, и больше доверяют тем кандидатам, которые проработали на прежнем месте в течение длительного времени. Для того, чтобы повысить качество отбора требуемых специалистов, многие компании прибегают к услугам опытных специалистов в сфере рекрутмента, приглашая их для постоянной работы. Работодатели стали понимать, что намного эффективнее и финансово целесообразнее развивать навыки и мотивацию собственных сотрудников, чем постоянно находится в поиске талантливых новичков, которых все равно придется обучать каким-либо навыкам работы в новой компании. Вполне естественно, что в такой ситуации опытному сотруднику обычно предоставляется приоритетное право участия в конкурсе на вакантное место, открывающееся в его компании.

Евгения Ланичкина, партнер «AntalRussia», отмечает, что фармацевтические компании стремятся использовать все существующие методики повышения лояльности работников и нематериальных способов мотивации персонала. Для профессионального развития сотрудников внутри компаний используется широкий спектр мероприятий: курсы, тренинги и т.п. Для удержания и мотивации персонала, относящегося к категории менеджеров среднего звена, привлекательный компенсационный пакет состоит из:

  • соответствующей ожиданиям фиксированной части оклада;
  • дополнительных бонусов (квартальных, годовых);
  • страховки жизни и здоровья;
  • оплачиваемого больничного;
  • корпоративного автомобиля;
  • оплаты мобильной связи и питания.

К основным бонусам некоторые работодатели добавляют оплату абонементов в спортклубы или бассейны, обучение иностранным языкам, страхование членов семьи, оплату получения сотрудником дополнительного бизнес-образования. По набору предоставляемых благ, утверждает Евгения Ланичкина, компенсационные пакеты в  крупных российских и международных компаниях мало чем отличаются друг от друга.

Среди тенденций рынка труда в уходящем, 2013 году, можно назвать развитие таких позиций как Маркет Аксцесс Менеджер (MarketAccessManager), менеджер по продвижению продуктов (ProductManager),  менеджер по развитию бизнеса (BusinessDevelopmentManager) и пр.

Рост зарплат за этот год в отрасли составил в среднем 9-19%.

Все крупные игроки фармацевтического рынка большое значение придают разработке общей стратегии ведения бизнеса и продвижения конкретных продуктов в России. В связи с этим в отрасли постоянно востребованы специалисты в сфере маркетинга. Особенно ценятся профессионалы, имеющие опыт запуска на рынок новых продуктов и развития портфеля. Основные задачи таких специалистов – разработка маркетинговой стратегии и ее дальнейшая реализация, вывод на рынок новых и продвижение существующих продуктов, поддержка жизненного цикла существующих продуктов или портфеля в целом. В круг должностных обязанностей маркетологов также входит: проведение маркетинговых исследований, анализ и прогнозирование тенденций рынка, участие в координации работы представителей. Таким специалистам предлагается заработная плата от 150 до 250 тысяч рублей в месяц. Особым спросом пользуются специалисты на позицию «Market Access Manager», в чьи обязанности входит продвижение на рынке новых дорогостоящих продуктов, закупаемых в большинстве своем государством. Работа с государственными органами подразумевает умение подготовить фармакоэкономическое обоснование для включения препарата в льготные списки закупок.

В международных фармацевтических компаниях, работающих на российском рынке, востребованы кандидаты на вакансию «compliancemanager»  - специалиста по вопросам внутреннего правового регулирования. В его обязанности входит не только организация бизнес-процессов представительств в соответствии с внутренней политикой компании, но и контроль за соответствием деятельности представительства законодательству Россйской Федерации.  Таким специалистам международные компании, работающие в России, предлагают заработную плату от 250 до 300 тысяч рублей.

Для тех компаний, которые планируют открывать в России собственное производство, актуальной является новая вакансия «BusinessDevelopmentManager» - менеджера по развитию бизнеса. Найти подготовленного специалиста на нее достаточно сложно, поскольку спрос на них существенно превышает предложение.