17.06.2014 О перспективах запуска электронной системы оформления больничных листов

Российский Фонд социального страхования решил перенять прогрессивный опыт зарубежных стран (в частности, Великобритании, Польши, Эстонии и Литвы) и ввести в России электронную систему оформления больничных листов. В настоящее время соответствующий проект находится в начальной стадии разработки. На этом этапе уже отобрано несколько организаций здравоохранения и работодателей в 18-ти российских регионах. На них будет опробована пилотная технология проекта. О том, как это происходит на практике, журналистами «Российской газеты» поделилась руководитель департамента страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонда социального страхования Марина Сальникова.

Отвечая на вопрос о преимуществах электронного больничного листа перед обычным бумажным, она пояснила, что электронный больничный лист невозможно потерять, неправильно оформить или предъявить к оплате поддельный документ. Кроме того, введение электронной системы оформления больничных листов позволит сократить нагрузку на медицинских работников и уменьшит излишний бумажный документооборот. Учреждения здравоохранения получат возможность в автоматическом режиме анализировать заболеваемость, связанную с временной утратой нетрудоспособности, что поможет им более эффективно разрабатывать мероприятия по первичной профилактике заболеваний.  Автоматизации подвергнутся процессы назначения и расчета пособий работодателем, будет упрощена процедура обращения за выделением средств из ФСС, ошибки в расчетах и заполнении документов по временной нетрудоспособности будут полностью исключены. Каждый застрахованный гражданин будет иметь в программе свой личный кабинет, в котором он сможет проверить расчет больничного с помощью специального калькулятора. Там же будет отражаться информация о выданных листах временной нетрудоспособности и о выплаченных пособиях. Выплата пособия по временной нетрудоспособности не будет зависеть от желания страхователя информировать ФСС о страховом случае.

Марина Сальников отметила, что при разработке проекта ФСС ознакомился с опытом внедрения электронных больничных в таких странах как Великобритания, Польша и страны Балтии.  Опыт оказался очень востребованным и помог учесть многие риски, которые неизбежно возникают при реализации таких крупных масштабных проектов. 

Отвечая на вопрос о том, на какой стадии находится сейчас реализация проекта, Марина Сальникова пояснила, что в настоящее время начато тестирование прототипа информационной системы.  Основным исполнителем выступает Фонд социального страхования. На этапах интеграции системы с существующими государственными информационными системами, в частности Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения, работа ведется совместно с Министерством здравоохранения.

Что касается технических проблем, которые необходимо устранить для внедрения электронных больничных, директор департамента страхования ФСС выделила несколько из них: наличие у медицинских организаций и организаций страхователей необходимого количества компьютерной техники, коммуникационных сетей, средств информационной безопасности (в т.ч. защиты информации от несанкционированного доступа и защищенных сетевых подключений), внедрение в работу врачей электронной цифровой подписи.

Марина Сальникова допустила возможность параллельного использования в переходный период электронных и бумажных листков временной нетрудоспособности, а решение о полном переходе на электронный учет будет приниматься по результатам тестирования системы между ФСС, организациями здравоохранения, работодателями и работниками.        

Говоря о предполагаемых сроках введения системы электронного оформления больничных листов, Марина Сальникова пояснила, что сроки тестирования системы установлены на 2014-2015 гг. Введение системы в эксплуатацию планируется осуществлять с середины 2015 года и в 2016 году.