23.03.2017 Е-learning в российских компаниях: настоящее и будущее

Самая распространенная практика обучения в российских компаниях – это электронные курсы, причем большинство разрабатывает их своими силами. Самые передовые компании уже адаптировали свои обучающие программы под мобильный формат, а тех кто планирует в ближайшее время создать мобильные версии курсов, становится все больше – показало недавнее исследование E-learning Center.

По данным исследования «Электронные курсы в компаниях», формат e-learning чрезвычайно востребован в российских компаниях: 72% респондентов одновременно используют от 10 до 40 электронных курсов, а 34% – больше 40.

e-learn

Самые популярные образовательные программы – это внутренние стандарты (25%), тренинги по изучению продуктов (20%) и адаптационные курсы (19%). Отмечено также, что все больше компаний переходят на электронный формат тренингов по продажам и развитию soft-skills.

e-learn

Новая цифровая реальность требует мгновенных изменений и большинство компаний готовы ответить на вызов. Новые обучающие продукты появляются регулярно и для половины компаний нормальная скорость развития программ электронного обучения – до 10 электронных курсов в год. Это немало, – отмечают специалисты E-learning Center,  ведь разработка каждого курса – очень серьезная и трудоемкая работа, которая занимает от одного до нескольких месяцев.

e-learn

Один из ключевых вопросов при внедрении и развитии электронного обучения: «Кто будет этим заниматься?» Сотрудники компании или подрядчики? Если сотрудники, то кто? Если подрядчики, то что им передать и почему?

Как показал опрос, практически все компании (94%) создают электронные курсы самостоятельно или привлекают к участию в проекте специалистов профессионального е-learning провайдера, и лишь немногие полностью доверяют разработку внешним разработчикам (6%).

e-learn

При этом больше половины респондентов (56%) утверждают, что все электронные курсы разрабатываются только внутри компании, остальные – совмещают внутреннюю разработку и взаимодействие с подрядчиком или покупку готовых курсов.

e-learn

Обычно разработкой курсов в компании занимают 2-3 сотрудника (40% ответов), но в отдельных случаях требуется участие команды экспертов –  больше 4 человек. Вместе с тем, треть компаний обходятся силами единственного специалиста.

e-learn

«Нужно учитывать потребности в обучении, величину и темпы развития компании, географическое расположение объектов и еще целый ряд факторов. Если разработка полностью на аутсорсе, или внутри компании разрабатывается небольшая часть от общего количества курсов, в штате компании, как правило, достаточно 1-2 специалистов. Если компания стремится решать задачу разработки автономно, то вопрос о количестве специалистов решается в зависимости от количества курсов и скорости их пополнения и обновления» – комментируют авторы исследования.

Кроме того, решение обратиться к внешнему партнеру или справиться с разработкой обучающего продукта собственными силами, зависит от типа курсов. Чаще всего компании привлекают подрядчиков к разработке тренингов soft-skills (43,7%), несколько реже – для создания адаптационных программ (31%) и «продуктовых» тренингов (26,8%), и реже всего отдаются на аутсорс электронные курсы по внутренним стандартам.

Почти половина компаний (48%) выбирают одного партнера и выстраивают с ним долгосрочные отношения, либо постоянно работают с двумя-тремя разработчиками (18%). Это говорит в пользу эффективности сотрудничества и устойчивого развития электронного обучения в компании.

e-learn

Вместе с тем, немало тех (более трети), кто периодически меняет подрядчиков. Почему? Как оказалось, в большинстве случаев (42,9%) компании хотят найти идеального партнера, и потому обращаются к разным е-learning провайдерам. Однако нередко (34,9%) договор разрывается из-за отрицательного опыта работы с прежним подрядчиком. Довольно распространенная практика – обязательные ежегодные тендеры (20,1%), а еще у 19% опрошенных компаний есть свои причины. Остальные 11,1% время от времени меняют поставщика просто потому, что того требует политика компании.

Выбор подрядчика – дело ответственное и серьезное. На что прежде всего компании обращают внимание и по каким критериям оценивают внешнего е-learning разработчика? Три главных фактора, которые получили одинаково высокие рейтинги – это гибкость в цене, опыт работы и методология в курсах (по 63,3%). На втором месте – инновационность (44,6%) и на третьем – достойное портфолио (41,7%). Очень немногие «покупаются» на красивый дизайн (13,7%) и лишь для 2,9% имеет значение масштабность компании-поставщика.

Но готовы ли компании в нынешних непростых условиях закладывать в бюджет средства на электронное обучение сотрудников? Треть респондентов исследования указали, что у них есть четкий бюджет. Это свидетельствует о наличии внятной стратегии elearning в компании. Однако две трети компаний, у которых есть электронное обучение, не имеют четкого бюджета. Можно предположить, что электронное обучение носит фрагментарный, ситуационный характер и стратегии e-learning нет.

e-learn

Специалисты E-learning Center рекомендуют создать такую стратегию, на каком бы этапе ни находилось развитие проекта. Даже если e-learning есть давно, а стратегии нет, необходимо вернуться к этому этапу и восполнить пробел.

Практически все компании (94%) регулярно актуализируют  разработанные курсы. Почти 85% участников опроса прежде всего обновляют содержание. Как правило, изменения необходимы в курсах по продуктам, либо в тех, что связаны с законодательством. А вот обновление дизайна имеет второстепенное значение (43,5%).

e-learn

Самая горячая тема в современном мире «постоянной подключенности» –мобильное обучение. О нем говорят все. Действительно ли оно настолько эффективно?

Исследование показало, что 71% организаций пока не используют мобильные версии электронных курсов, но все больше компаний склоняются к тому, чтобы перейти к такой практике.  

e-learn

Среди тех, кто успевает вовремя реагировать на требования  новой реальности, около 40% уже адаптировали свои электронные курсы под мобильный формат. Явная тенденция такова, что мы будем его использовать, и доля компаний, отвечающих «да» на вопрос «Используете ли вы курсы для мобильного обучения?», будет увеличиваться.

e-learn

Обратная связь от сотрудников, которые проходят обучение – ключевой фактор успешного развития проекта e-learning. Полезно ее знать и собирать систематически – только так можно «держать руку на пульсе», вовремя корректировать действия и вносить изменения – 73% компаний поступают именно так.

e-learn

Кроме того, подчеркивают авторы исследования, обратная связь влияет на мотивацию и ощущение собственной значимости у людей.

Среди тех, кто постоянно интересуются впечатлениями сотрудников, почти 95% улучшают свои курсы по результатам полученных замечаний. И это отличный показатель. Он подтверждает эффективность обратной связи и еще раз напоминает о необходимости ее собирать тем, кто этого не делает или делает лишь периодически.

Больше половины компаний не просто собирают мнения об электронных курсах, но и стремятся узнать, какие курсы были бы интересны сотрудникам помимо обязательных программ.  

e-learn

Это хороший способ для сбора идей по развитию e-learning, а еще:

  • для успешного управления изменениями
  • для развития лояльности к электронному обучению
  • для обоснования и защиты решений по развитию e-learning
  • для повышения удовлетворенности и мотивированности сотрудников

Между тем, многие компании упускают эти возможности. Почему так происходит?

Основная проблема – это отсутствие бюджета (50%), а в некоторых компаниях «не в политике» потребности в дополнительном обучении персонала (14%). Еще 12% считают, что у сотрудников нет интереса к образованию.

e-learn

Значимую долю ответов получил пункт «Другое». В своих комментариях респонденты написали:

  • Электронные курсы – это инновация в компании, сейчас все сосредоточено на обязательном обучении, время дополнительных вещей пока не пришло
  • Занятость исполнителей на других, более срочных проектах
  • Курсы разрабатываются исходя из потребностей бизнеса

«Мы рекомендуем узнавать интересы сотрудников вне зависимости от наличия бюджета на текущий момент, если это не противоречит политике компании. В долгосрочной перспективе такое взаимодействие и знание, как правило, приносят целый ряд бонусов» – говорят эксперты E-learning Center.

Ключевые выводы по итогам исследования

Какие характерные тенденции прослеживаются и что важно учесть в работе специалистам, которые отвечают за обучение и развитие персонала, разработку и внедрение электронных курсов?

Во-первых, разработка четкой стратегии внедрения и развития e-learning актуальна для большинства компаний - и для тех, кто только внедряет e-learning, и для тех, у кого уже есть система электронного обучения.

Во-вторых, развивается мобильное обучение, все больше компаний его используют, и все больше компаний задумываются о том, чтобы адаптировать обучение под мобильный формат.

В-третьих, в развитии проекта e-learning в компании значительную роль играет взаимодействие с сотрудниками, с теми, кто учится. Обратная связь исключительно важна, практически все компании применяют ее для совершенствования уже разработанных курсов. Необходимо также разрабатывать курсы, владея информацией о том, что может быть интересно и полезно сотрудникам.

Опрос проводился в феврале-марте 2017 года

Благодарим E-learning Center за предоставленный материал.
Презентация исследования доступна на сайте компании.