13.11.2015 Всплеск безработицы в сфере домашнего персонала: практически удвоилось количество соискателей

Крупнейший в рунете сервис по поиску домашнего персонала «Помогатель.ру» зафиксировал резкое увеличение числа желающих найти работу в сфере домашнего персонала. Рост наблюдается во всех категориях, доступных на сайте. Скачок произошел еще в сентябре – традиционно самом «горячем» месяце, тогда были созданы 8661 анкета в категории нянь, 1825 – в категории сиделок, 4669 – в категории домработниц, 2549 – в категории репетиторов. Тенденция продолжилась и в октябре, по итогам которого зарегистрировалось 7010 нянь, 1989 сиделок, 4725 домработниц, 1898 репетиторов.

Если сравнить данные сентября 2014 года и 2015 года, то можно увидеть, что желающих работать репетиторами стало на 166% больше, нянями и домработницами - на 85%, сиделками – на 81%. Данные октября 2014 года и 2015 года показывают, что количество соискателей в категории нянь возросло на 64%, в категории сиделок - на 66%, в категории домработниц - на 88%, в категории репетиторов - на 99%.

Что касается работодателей, то их количество увеличилось не столь значительно: в сентябре 2015 года по сравнению с сентябрем 2014 года на 11% в категории нянь, на 29% в категории сиделок, на 28% в категории домработниц, на 67% в категории репетиторов; в октябре 2015 года по сравнению с октябрем 2014 года на 6%, 22%, 31%, 29% в соответствующих категориях. Существующий рост вакансий обеспечивается за счет Москвы и Санкт-Петербурга, в некоторых регионах же, наоборот, наблюдается снижение желающих нанять домашний персонал и, как следствие, сокращение вакансий. От 20% до 50% уменьшилось количество работодателей в Новосибирске, Казани, Екатеринбурге, Красноярске, Нижнем Новгороде, Перми, Омске, Самаре, Волгограде, Ульяновске, Владивостоке, Саратове, Барнауле. Таких отрицательных показателей компания за 6 лет своего существования ни разу не отмечала. Вероятно, кризисные явления особенно остро ощутимы именно в регионах и вынуждают людей экономить на помощниках по дому.

В основном работодатели – это люди со средним и выше среднего достатком, в возрасте от 25 до 50 лет. Ядро клиентов составляют женщины, ведущие активную деловую и социальную жизнь, у которых нет свободного времени заниматься домашним хозяйством, ухаживать за престарелыми родственниками, смотреть за детьми или делать с ними уроки. Если говорить о секторе b2b, то клиентами являются кадровые агентства, специализирующиеся на подборе домашнего персонала. По данным сервиса около 90% агентств Москвы используют сайт «Помогатель.ру»  для закрытия заказов своих клиентов.

Текучесть персонала в сфере домашнего персонала имеет бытовой характер. Например, клиентка поссорилась с няней или ей не понравилось, как домработница с ней поздоровалась. Недолго думая, с необходительным или неприветливым персоналом работодатели решают расстаться. Текучесть замерить здесь практически невозможно. В России пока нет культуры официального оформления домашнего персонала, хотя это предусмотрено законодательством. Как часто тот или иной наниматель увольняет или нанимает работника может зависеть просто-напросто от его настроения.

Примерно 50% клиентов сервиса уже когда-либо искали на сайте персонал. Например, они могли найти няню, через несколько лет ребёнок подрос и ему потребовалась гувернантка, которая будет с ним не играть и кормить, а заниматься и учить. Или семья, где оба – и муж и жена сильно заняты на работе, решает нанять домработницу, через пару лет им может понадобится сиделка для постаревшего или заболевшего родителя, и они вновь обратятся к нашему ресурсу. Так и происходит возврат клиентов.

 

Подавляющее большинство новых соискателей в сфере домашнего персонала – граждане России. Вторую по популярности группу составляют выходцы из Украины. Напомним, что осенью 2014 года «Помогатель.ру» сообщил о резком росте количества украинских работников, сейчас их количество сохраняется на уровне прошлого года. Примечательно, что среди соискателей, зарегистрировавшихся на сайте в сентябре 2015 года, полностью отсутствуют представители азиатских и африканских стран, традиционно являющиеся дешевой рабочей силой в сегменте домашнего персонала. Связано это, в первую очередь, с падением курса рубля, которое привело к тому, что им в России работать стало невыгодно.

На работу няни и сиделки претендуют соискатели в основном от 18 до 60 лет (после 60-ти количество желающих резко падает), домработницами хотят работать от 18 до 55 лет (после 55-ти количество желающих резко падает). Большей части соискателей, которые ищут работу репетитора, от 19 до 23 лет. Так, 20-летних соискателей-репетиторов в 4 раза больше, чем 25-летних. Традиционно, репетиторством стремятся подработать студенты. 

Ситуация с резким увеличением количества соискателей спровоцирована кризисными явлениями в экономике. С одной стороны, часть работников потеряли прежнее место и заполнили ряды ищущих, с другой – люди задумались о дополнительных возможностях для заработка, чтобы сохранить свою платежеспособность в условиях, когда их зарплата, если формально и сохранилась на прежнем уровне, то фактически – в разы обесценилась. Интересно, что 40% новых соискателей указали в анкете, что они имеют высшее образование. Вероятно, они либо ищут подработку, либо не имеют надежды трудоустроиться в соответствии со своей квалификацией.

«Сегмент домашнего персонала наиболее чуткий барометр, демонстрирующий реальную безработицу на рынке труда. Меня удивляют сообщения, что увеличилось количество вакансий и что на фоне остальных отраслей, эта сфера является наиболее перспективной для трудоустройства. Взять, например, одну из самых популярных категорий в сфере домашнего персонала - нянь. Данные нашего сайта показывают, что за октябрь количество вакансий увеличилось всего на 6%, а количество соискателей - на 64% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Из-за роста числа соискателей уровень окладов резко упал, например, если в прошлом году средняя зарплата московской няни была 300 рублей в час, то сегодня 200. Помимо экономического кризиса, есть и другая причина, почему количество соискателей так резко увеличилось, - отмечает генеральный директор «Помогатель.ру» Михаил Сорокин, - дело во все большей интернетизации общества. С каждым годом все больше людей понимают, что они могут найти работу на сайте бесплатно, а не переплачивать кадровым агентствам за трудоустройство. Особенно тревожит ситуация с репетиторами видимо многие внештатные преподаватели ВУЗов потеряли работу».

Приложение

Графики показывают, как увелиичивается разрыв между количеством соиискателей и нанимателей.

Прогноз на ближайшее время

Объем спроса на нянь практически не изменился, но, если экономика не будет серьёзно сокращаться в 2016 году, ожидается сохранение числа заказов на этом уровне. С детьми кому-то надо будет сидеть, пока оба родителя работают, с больными и старыми родственниками – тоже. А вот на репетиторах и домработницах вероятно будут экономить, без этого в крайнем случае можно обойтись. На данный момент цены на услуги нянь и домработниц по сравнению с прошлым годом упали, но скорее всего в ближайшее время они снова поднимутся, так как возможно будет отток персонала.