28.02.2017 «ДНК e-commerce директора»: новое исследование Hays

Большинство руководителей российского e-commerce сегмента работают в своей сфере меньше 10 лет, и чаще всего приходят из продаж, маркетинга и логистики. Несмотря на достойную по нынешним меркам зарплату, многие e-commerce-директора всерьез думают о смене работы, причем неудовлетворительный уровень дохода далеко не единственная причина такого решения – показало недавнее исследование международной рекрутинговой компании Hays в России.

В ходе исследования был составлен портрет среднестатистического российского e-commerce директора. В основном руководящие должности в сфере электронной коммерции занимают мужчины (74%) и лишь 26% - женщины. Большинству респондентов (37%) – от 30 до 35 лет; совсем молодых лидеров, которые ещё не перешагнули тридцатилетний порог – 28%; а тех, кому уже за 40 - всего 20%.

42% респондентов работают в международных компаниях с несколькими направлениями бизнеса, 29% – в аналогичных российских компаниях, 24% - в российских e-commerce проектах и всего 5% – в международных e-commerce проектах.

Больше половины участников опроса (52%) занимают позицию Head of E-Commerce, и что интересно – лишь у 13% управленцев опыт работы в профессиональной сфере больше 10 лет. В основном опрошенные руководители  работают в e-commerce от 3 до 5 лет (34%) или от 6 до 9 лет (33%). Новичков, которые пришли в электронную коммерцию меньше 3 лет назад, всего 20%. При этом у большинства респондентов (55%) стаж работы в одной компании составляет 3-5 лет, у 31% - 1-2 года. У 49% директоров от одного до десяти подчиненных и лишь у 6% - больше 100 человек в подчинении.

dnk

Образование и мотивация

Большинство e-commerce директоров имеют вузовский диплом по специальности маркетинг или менеджмент, за ними следуют технические направления и IT, а у 25% –  гуманитарное образование. Лишь 3% руководителей в сфере e-commerce не закончили вуз.

dnk

 

Свыше половины респондентов (53%) получают или уже получили дополнительное образование, из них каждый четвертый посещает курсы или тренинги. 14% получают высшее профессиональное образование, 13% обучаются по программам MBA или уже  владеют магистерским диплом. При этом, отмечают аналитики, 23% опрошенных не стремятся повышать свой профессиональный уровень с помощью того или иного образования.

dnk

Три самых популярных профессиональных сферы, из которых респонденты пришли на нынешнюю позицию – продажи (34%), маркетинг (21%) и логистика (16%). Далее с небольшим отрывом идут закупки (14%), и гораздо меньше – консалтинг (5%), IT (4%) или другие отрасли (3%). Примечательно, что лишь 3% опрошенных выросли непосредственно из сферы e-commerce.

dnk

Абсолютное большинство e-commerce директоров (79%) привлекает конкурентная зарплата и хороший бонусный пакет (73%). Третью позицию в списке мотивационных факторов занимает возможность карьерного развития (60%). Кроме того, респондентов мотивируют дополнительные вознаграждения (51%), ДМС (36%), установленный в компании гибкий график (28%) и благоустроенный офис (31%). Для многих важную роль играет удобное местонахождение и даже наличие парковки (42%).

dnk

79% управленцев хотели бы работать по гибкому графику: 73% – с возможностью выбирать удобные часы работы, 70% - с возможностью работать удалённо. 32% устроила бы сокращенная рабочая неделя, а 11% - неполный рабочий день.

У 30% менеджеров есть опыт работы за границей, при этом 44% из них уверены, что зарубежная практика во многом повлияла на карьерное развитие, однако 44% считают, что после работы в другой стране их экспертиза расширилась лишь незначительно, а 12% заявили что заграничный опыт никак не сказался на развитии их карьеры.

dnk

Как ни парадоксально, обращают внимание эксперты Hays, 73% респондентов ответили, что международный опыт – обязательный пункт для развития карьеры, а 53% указали, что в иностранных компаниях больше интересных проектов и возможностей для развития. Почти половина 48% менеджеров допускают вероятность релокации за рубеж в рамках своей компании.

Зарплатные ожидания

118 респондентов исследования согласились ответить на вопросы о своих доходах. Из них 37% указали, что в минувшем 2016 году им подняли и оклад, и бонусы; у 30% вырос только оклад, а у 5% – только бонусы. Лишь у 1%  понизились зарплаты.

Почти четверть e-commerce директоров (24%) зарабатывают больше 5 миллионов рублей в год, у 19% - доходы колеблются между 3,5 и 5 млн. рублей, а у 20% –между 2,5 и 3,5 млн. У большинства (37%) заработки составляют до 2,5 млн. рублей в год. При этом всего 39% руководителей довольны уровнем своего финансового благополучия.

 dnk

dnk

Почти все респонденты (85%) полагают, что в 2017 году их заработная плата должна увеличиться  или хотя бы остаться на том же уровне (14%).И всего 1% высказывает пессимистичные ожидания относительно роста зарплаты.

Каким должен быть директор e-commerce?

Как считают сами e-commerce директора, успешному лидеру в этой сфере абсолютно необходимы навыки стратегического планирования (81%), знание инструментов digital-маркетинга (81%), умение управлять людьми (75%), знание проджект-менеджмента (71%) и сильные аналитические способности (69%). К важным качествам также относятся опыт управления закупками и системой доставки (по 40%) и опыт построения системы продаж (36%). Кроме того, респонденты указали такие навыки, как знание маркетинговых инструментов в оффлайне (30%); владение иностранными языками (29%); знания законодательства (27%) и опыт работы с бухгалтерией и финансами (18%).

По мнению респондентов, молодым специалистам, намеренным строить карьеру в e-commerce, надо постоянно повышать квалификацию и следить за трендами (87%), хорошо знать свой рынок (63%) и развивать лидерские качества (60%). Всего 11 % управленцев думают, что для построения успешной карьеры в сфере e-commerce необходимо профильное высшее образование.

dnk

Будущее e-commerce директора

Профессиональные цели менеджеров отрасли на ближайший год разнятся: для 63% респондентов это достижение целей компании, для 41% - карьерный рост, для 35% – получение дополнительного образования. 19% хотят уже в этом году открыть собственный бизнес в сфере e-commerce, а еще 7% - в другой отрасли. Примечательно, что 22% опрошенных лидеров мечтают о создании своего e-commerce бизнеса как вершине карьеры, 43% считают финальной целью достижение более высокой роли в рамках e-commerce. 20% респондентов назвали своей главной целью переезд в другую страну.

dnk

Ключевые приоритеты e-commerce директоров на ближайшие несколько лет – улучшение клиентского сервиса (66%), внедрение новых технологий (64%) и формирование профессиональной команды (64%). Только 6% видят свою главную задачу в привлечении сторонних инвестиций. Повысить контроль над расходами намерены 40% менеджеров, а искать новые инструменты продвижения – 52%. Каждый третий (33%) хочет сменить стратегию и реструктурировать бизнес.

Вместе с тем, больше половины (57%) жалуются на слабую организацию бизнес-процессов компании и недостаточную поддержку со стороны других отделов (46%). 38% недовольны уровнем квалификации сотрудников, а 30% – нестабильной стратегией компании.

Очевидно, именно эти причины заставляют менеджеров сферы e-commerce задумываться о возможной смене работы. 72% управленцев планируют искать новую работу, из них 35% - в течение одного года, а 19% - не позднее, чем через два года. Респонденты подумывают сменить работу из-за отсутствия новых задач (42%), неудовлетворительной зарплаты (34%) и отсутствия перспектив карьерного роста (33%). Недовольство проявляется и в другом: 15% не устраивает руководитель или собственники бизнеса, 13% не согласны с действующей стратегией компании, а 12% недовольны корпоративной культурой.

dnk

Об исследовании

Исследование «ДНК e-commerce директора» проводилось с 22 ноября 2016 года по 30 января 2017 года.

Метод сбора информации – интернет-опрос.

Участниками стали представители российских и международных проектов и компаний, имеющих отдел e-commerce. Всего в исследовании участвовали 176 руководителей e-commerce сферы.

Полный отчет об исследовании доступен по ссылке.