26.11.2015 Digital People 2015: обзор аналитического исследования рынка digital-профессионалов

Рекрутинговая компания Hays и агентство интегрированных коммуникаций Comunica провели совместное аналитическое исследование, в котором участвовали более 200 представителей крупных российских и международных компаний. Аудиторию опроса составили digital и е-commerce профессионалы, HR специалисты, руководители и линейные менеджеры, большинство из которых работают в Москве.

Рынок занятости digital и e-commerce специалистов – одна из немногих сфер экономики, где в сегодняшних условиях неопределенности продолжается стабильный рост. В этом году  потребность крупного бизнеса в профильных специалистах сферы digital, SMM и e-commerce увеличилась почти в полтора раза (86% утвердительных ответов против 60% в 2014 году). Как показали результаты опроса, абсолютное большинство респондентов (78%) считают важной стратегической функцией управление имиджем и продвижение в интернет-пространстве.

Соотношение спроса и предложения

В 98% компаний предусмотрены позиции для digital профессионалов, причем 64% из них открывают такие вакансии больше двух раз в год, а для 31% поиск новых кандидатов актуален чаще, чем трижды в год.

В 2015 году больше половины компаний (51%) предполагают найм дополнительных digital и e-commerce специалистов, 46% сохранят прежнюю численность и лишь 3% заявили о планируемых сокращениях.

Ответы самих профессионалов показывают, что рынок труда в этой сфере в большей степени принадлежит кандидатам. 48% участников опроса откликаются на выборочные вакансии, 26% не интересуются новыми предложениями и 26% активно ищут работу.

Портрет digital/e-commerce профессионала

Преобладающая возрастная категория этой сферы (47%) – 31 год и старше. 27% – профессионалы 27-30 лет, 23% – группа 24-26 лет, самые молодые (23 года и моложе) составляют всего 3%.

Дипломы специалистов есть у 47% респондентов, магистра или мастера – 24%, квалификация бакалавра – у 8%. Несколько высших образований имеют 15% участников опроса, у 4% – неполное высшее, и лишь 1% работают в digital сфере без высшего образования. Среди профильных специализаций лидирует «Маркетинг, реклама, PR» – 42%.

В этом году увеличилось количество потенциальных кандидатов на вакансии в области интернет-маркетинга, электронной коммерции, рекламы и PR, которые приобрели дополнительное образование (61% против 45% в 2014 году). Обучаться в следующем году настроены 13%.

Показательно, что больше половины участников опроса (56%) готовы вкладывать в профессиональное развитие собственные средства. Обучаться за счет работодателя согласны 44%. При этом 42% респондентов указали, что затраты на образовательные программы составляют меньше 10 000 рублей. По словам генерального директора Hays в России Алекса Штейнгардта, это подтверждает популярность бюджетных форм обучения: интенсивов, онлайн-курсов, вебинаров.

Взаимные ожидания и вероятные зоны конфликтов

Опрос показал, что требования работодателей к профессиональным навыкам потенциальных сотрудников во многом не совпадают с собственным мнением digital/e-commerce специалистов. Как выяснилось, кандидаты уверены, что их уровень компетенции превосходит ожидания работодателей. К примеру, опыт веб-аналитики важен для 90% digital специалистов и 79% работодателей, а владение инструментами контекстной рекламы представляется ценным 70% кандидатов и 76% работодателей. В сфере e-commerce знание веб-аналитики представляется необходимым 100% специалистов и 85% работодателей. Опыт работы с CRM и direct-marketing считают важным 52% кандидатов и 85% работодателей.

В представлениях о необходимых личных качествах также есть некоторые расхождения. К примеру, аналитичность важна для 88% кандидатов и 79% работодателей, широкий кругозор – для 84% и 62% соответственно, способность координировать действия команды – для 84% и 60% соответственно. Обе стороны практически сходятся лишь в том, что digital-профессионал обязан быть креативным: так думают 67% кандидатов и 69% работодателей.

Финансовые ожидания кандидатов свидетельствуют о твердой уверенности в профессиональной компетенции: на повышение зарплаты рассчитывают 93% респондентов.

Кроме того, группа digital специалистов/менеджеров демонстрирует достаточно высокий уровень карьерных притязаний. 71% ответивших видят себя в роли директора или руководителя департамента, причем 76% – в своей компании. 34% рассматривают возможность продвижения в международный офис (своей компании 27%). Дальнейшая карьера в департаменте маркетинга интересна 17% респондентов (своей компании 30%), в департаменте e-commerce – 6% (своей компании 14%). 10% думают перейти на фриланс, но при этом 14% намерены сотрудничать с тем же работодателем. Только 6% не видят карьерных перспектив в компании, где работают сейчас.

Специалисты и менеджеры e-commerce проявляют более скромные стремления. Возможность занять должность директора по маркетингу e-commerce проекта вероятна для 40% респондента (своей компании 23%), руководителя отдела 30% (своей компании 70%). В качестве генерального директора e-commerce проекта видят себя 30% (своей компании 11%), коммерческого директора 20% (своей компании 20%). Продвижение в международный офис вероятно для 5% ответивших (своей компании 11%). Для 11% карьерный рост внутри компании представляется невозможным.

Исследование позволило выделить основные трудности, возникающие при подборе digital-специалистов. В 2015 году работодатели чаще всего сталкиваются с завышенной самооценкой (74%), завышенными ожиданиями по зарплате и карьерными притязаниями (66%), нежеланием выполнять рутинную работу (47%).

Конфликт интересов наблюдается между ожиданиями потенциальных сотрудников и реальными предложениями компаний. Так, 77% специалистов рассчитывают на материальное вознаграждение за достигнутые результаты, но выплачивать его согласны только 51% работодателей. Получать дополнительное образование хотят 55% кандидатов, однако такую возможность дают лишь 46% компаний. Гибкий график устраивает 50% работников, но на это готовы пойти всего 39% работодателей.

Соискателей вакансий в сфере digital/e-commerce не особенно привлекает участие в профессиональных мероприятиях (42%), тогда как 60% компаний считают это существенным мотивационным фактором. Среди кандидатов 21% не считают необходимым придерживаться корпоративного стиля. Впрочем, многие работодатели готовы пожертвовать этой имиджевой составляющей. Тем не менее, и те и другие ставят интересные проекты во главе списка приоритетов.

Результаты опроса позволили составить портрет digital-специалиста, прояснить взаимные ожидания работодателей и потенциальных сотрудников, а также выявить соответствие запросов кандидатов реальным возможностям компаний, готовых нанимать профессионалов сферы digital, социальных медиа и электронной коммерции.

Подробный отчет об исследовании можно запросить на странице сайта компании Hays.