29.05.2017 Цифровое десятилетие. В ногу со временем

Компания PwC представила результаты Всемирного исследования Digital IQ®* за 2017 год. Абсолютное большинство российских компаний рассматривают технологии как неотъемлемую часть бизнес-стратегии и операционной деятельности. Однако уверенность в цифровых возможностях в этом году упала до самого низкого уровня: всего 56% респондентов оценивают свой индекс цифровой компетентности как высокий.

*Digital IQ – индекс цифровой компетентности, выражающий оценку способности организации поставить технологии себе на службу и получать от этого прибыль.

Всемирное исследование e-Global Digital IQ проводится с 2007 года. Когда 10 лет назад специалисты PwC впервые решили разработать индекс цифровой компетентности, мир был проще.

Компьютеры вышли на качественно новый уровень возможностей. Речь идет о так называемой восьмерке ключевых технологий: интернет вещей и искусственный интеллект;  робототехника, дроны и 3D-принтеры; дополненная и виртуальная реальность; блокчейн. 

Несмотря на всю перспективность этих инструментов (а также риск остаться позади), расходы на новые технологии, если сравнивать с общими бюджетами на цифровые технологии, сегодня выросли незначительно. В 2007 году инвестиции в инновационные технологии в среднем составляли 16,8% общего ИТ-бюджета – и на то время это считалось очень  хорошо. Сегодня на эти цели в бюджете выделяются сопоставимые средства: 17,9%. 

Руководители компаний больше сфокусированы на таких задачах, как внедрение облачных платформ, предназначенных для автоматизации рабочих ресурсов, или инвестирование в цифровые решения, позволяющие повысить операционную эффективность, чем на изучении новых технологий. Всего лишь 7% директоров объясняют увеличение своих цифровых инвестиций необходимостью конкурировать с новыми отраслевыми игроками.

Согласно данным десятого, юбилейного выпуска

  • 56% российских компаний оценивают свой индекс Digital IQ как высокий; 
  • 85% респондентов в России отметили, что важнейшей составляющей процесса управления инновациями является поиск возможностей "цифровизации" предприятия; 
  • 35% российских участников опроса имеют специальный отдел, занимающийся цифровыми инновациями; 
  • 65% компаний в России инвестируют в интернет вещей; 
  • 35% российских компаний инвестируют в технологию искусственного интеллекта. 

digIQ

digIQ

С 2007 года компании проделали большую подготовительную работу, чтобы начать получать прибыль от технологических изменений. 

Повысился статус ИТ-директора, в штатной структуре появились новые должности, связанные с инновациями, в технологии были вложены большие средства, трансформации подверглись и сами бизнес-модели. 

Тем не менее, как признают участники всемирного исследования за 2017 год, большинство организаций все еще не готовы к очередному витку технологического прогресса или к тому, который последует в дальнейшем. Уверенность в цифровых возможностях упала до самого низкого уровня за весь период проведения исследования: всего чуть больше половины всех респондентов оценивают индекс Digital IQ своих компаний как высокий или очень высокий (на уровне 70 % или выше), что ниже показателя 2014 и 2015 годов (две трети руководителей). 

Светлана Медведева, руководитель ИТ-консалтинга PwC в России:

«За последние десять лет увеличился масштаб и вырос уровень изменений, обусловленных развитием цифровых технологий. Организации всех видов потратили массу времени и средств, чтобы не отстать от происходящих перемен. Руководители компаний признали, что цифровые технологии входят в их сферу ответственности. Предприятиям почти удалось устранить разрыв между такими составляющими своей деятельности, как ИТ и основной бизнес. Сегодня вы вряд ли сможете найти современную организацию, которая не рассматривала бы технологии как неотъемлемую часть своей бизнес-стратегии и операционной деятельности»

Однако, при всех позитивных изменениях:

  • развитие технологий теперь входит в зону ответственности главы компании (68% всех респондентов указали, что роль лидера в продвижении цифровых технологий в их компании берет на себя ее руководитель, тогда как в 2007 году этот показатель составлял всего лишь 33%),
  • ИТ-директора получили возможность участвовать в стратегическом управлении, активно взаимодействуют с другими представителями высшего руководства и зачастую контролируют реализацию цифровой стратегии и цифровые инвестиции

большинство организаций сделали недостаточно для того, чтобы идти в ногу с цифровой революцией, отмечают аналитики.

За основной блок задач, связанных с цифровым развитием, включая приоритизацию цифровых инвестиций, инновации и разработку новых продуктов и услуг, отвечает либо ИТ-директор, либо глава компании. Другие руководители и подчиненные им функциональные направления все еще не в полной мере включились в проекты цифровой трансформации. Лишь немногие службы, не считая ИТ-отделов и бизнес-подразделений, готовы брать на себя роль лидера в изучении возможностей использования новых технологий. 

Несмотря на медленный прогресс в разработке стратегий для цифрового пространства и изучении потенциала новых технологий, руководители компаний по-прежнему считают цифровые технологии одним из факторов роста. 

Почти три четверти всех опрошенных (73%) называют главной выгодой от цифровых инициатив рост выручки. На втором месте – увеличение прибыли (47%), на третьем – снижение затрат (40 %). Уверенность в том, что новые технологии и новые бизнес-модели продолжат менять облик целых отраслей возрастает, но все же факторы, которые меняют привычный порядок деятельности, уже не привлекают к себе такого внимания, как раньше.

digIQ

По сравнению с прошлым периодом уменьшилось количество компаний, в которых есть специальный отдел по изучению новых технологий. Остальные же формируют проектные группы или используют аутсорсинг под конкретные задачи. 

Почти половина (49%) по-прежнему принимают решения о переходе на новые технологии на основании оценки появившихся в последнее время инструментов, вместо того чтобы активно изучать возможности  внедрения инновационных решений, ориентируясь на конкретные потребности бизнеса, как поступают 40% участников исследования. И лишь немногие тщательно анализируют, как именно эти новые технологии меняют порядок взаимодействия между человеком и машиной: речь идет о создании новых ролей, возникновении неизбежных конфликтов и переосмыслении вопросов, связанных с доверием. 

Вместе с тем, большинство компаний уверены в своем подходе к освоению новых технологий, более развитыми стали стратегии цифровых инвестиций. Две трети (66%) всех опрошенных организаций разработали единый долгосрочный план внедрения цифровых технологий, который включает в себя бизнес-процессы и ИТ-процессы (для сравнения: в 2015 году этот показатель составлял 54%). Практически столько же компаний систематически оценивают результаты своей инновационной деятельности. 

Согласно результатам исследования, большинство руководителей высшего звена (70%) уделяют большое внимание тому, как новые технологии повлияют на пользовательский опыт, включая опыт клиентов и сотрудников. 

При этом важность задачи формирования более качественного клиентского опыта снизилась до 10% по сравнению с прошлым годом, когда 25% респондентов ставили эту задачу на первое место в списке приоритетов. 

digIQ

Авторы исследования обращают особое внимание на потенциальные угрозы. Работа в цифровом пространстве может негативно сказываться на сотрудниках. Причины могут быть разными, в том числе стресс из-за постоянного пребывания на связи, страх потерять работу (и реальная потеря работы), а также факторы, нарушающие привычный порядок деятельности, такие как появление новых конкурентов и внедрение процессов

Эти вопросы имеют большое значение для психологического климата в коллективе, уровня текучести кадров и эффективности сотрудников. Но в еще большей степени на уровень цифровой компетентности (Digital IQ), влияет недостаток внимания к потребностям работников, что выражается в нехватке специалистов необходимой квалификации: эта проблема ставит под угрозу успех всей работы по трансформации. По словам респондентов, им не хватает специалистов, обладающих знаниями и навыками в целом ряде очень важных сфер деятельности: обеспечение кибербезопасности, защита данных,  развитие бизнеса на базе новых технологий,  формирование клиентского опыта, и ориентированное на пользователя проектирование. 

Что еще хуже, подчеркивают специалисты PwC, по сравнению с данными предыдущего исследования уровень квалификации снизился, хотя требования к сотрудникам продолжают повышаться. Даже компании, у которых есть необходимые знания и навыки, зачастую не способны правильно ими воспользоваться. 

Имея собственные квалифицированные кадры, четверть респондентов все-таки привлекают внешних специалистов, потому что работать с «внутренними» командами очень сложно или же работа продвигается очень медленно. Так, 42% участников исследования отмечают, что услуги третьих лиц обходятся дешевле. Эти организационные проблемы наблюдаются даже у лидеров исследования PwC, то есть у компаний, которые показывают хорошие результаты по остальным показателям Digital IQ. 

При этом победителями в цифровую эпоху станут те организации, которые смогут объединить эффективные стратегии перехода на новые технологии с таким фактором, как внимательное отношение к потребностям людей.

Об исследовании:

Глобальное исследование Digital IQ® проводится с 2007 года. 

Исследование 2017 года проводилось в период с сентября по ноябрь 2016 года. В опросе участвовали 2 216 респондентов из 53 стран: равное количество руководителей ИТ-служб и бизнес-руководителей компаний. 

62% респондентов работают в организациях с выручкой 1 млрд. долл. США и выше, выручка 38 % респондентов составляет от 500 млн. долл. США до 1 млрд. долл. США. 

Полный отчет об исследовании, с диаграммами, подробными выводами, данными по секторам и рекомендациями консультантов доступен на сайте PwC.