13.08.2018 Живые деньги важнее обучения

Большинство компаний использует разные способы мотивации персонала – как материальные, так и нематериальные. Однако сотрудников больше всего привлекают именно денежные стимулы, а вот обучение за счет работодателя интересно совсем немногим.

motivate

Как показало недавнее исследование Аналитического центра НАФИ, Большинство участников опроса (69%) сообщили, что в их компаниях применяются разные способы мотивации – как материальная, так и нематериальная. Самыми привлекательными названы денежные поощрения: премии, бонусы, тринадцатая зарплата. Меньше всего работников вдохновляют оборудованные места для отдыха и оплата обучения.

Чаще всего работодатели используют для мотивации и вознаграждения сотрудников такие стимулы как премия и социальный пакет – эти пункты отметили по 39% респондентов.

Во многих компаниях популярны корпоративные мероприятия (21%), тринадцатая зарплата (15%), дополнительные выходные (13%).

Реже всего сотрудников «балуют» ценными подарками (6%), обучением за счет компании (5%) и специально оборудованными местами для отдыха (4%).

Вместе с тем, почти треть опрошенных россиян (31%) указали, что у них вообще не бывает никакой мотивации и дополнительного вознаграждения или они об этом не слышали.

motiv

 

В разрезе населенных пунктов складывается такая картина: сотрудники компаний из сел и городов с населением от 500 до 949 человек чаще других заявляют о том, что работодатель никак не мотивирует и не поощряет персонал (42% и 36% соответственно).

Кроме того, довольно часто сообщали об отсутствии каких-либо дополнительных стимулов со стороны работодателя респонденты из Северокавказского (49%), Дальневосточного (39%), и Южного (38%) федеральных округов.

Больше всего участников опроса, отметивших, что в их компаниях приняты разные способы мотивации персонала, оказалось в Уральском федеральном округе – 80%. При этом у большинства из них есть премии или бонусы (64%) и соцпакет (51%).

Основная часть респондентов (без малого две трети) называет наиболее привлекательным для себя методом вознаграждения премии и бонусы. Вторую позицию в мотивационном рейтинге занимает тринадцатая зарплата (44%). На третье место попал социальный пакет (32%).

Почти четверть (23%) считает хорошим стимулом дополнительные выходные, а 19% – ценные подарки.

А вот прочие способы кажутся опрошенным работникам менее полезными. Лишь 9% упомянули среди них корпоративные мероприятия, оборудованные в офисах места для отдыха нравятся только 7%, а меньше всего популярна оплата обучения – всего 5%.

motiv

Аналитики НАФИ отмечают, что привлекательность определенных способов мотивации не зависит ни от уровня образования, ни от возраста участников: при разбивке по группам результаты оказались почти одинаковыми.

Географическая разница более заметна. Например, премии и бонусы интересны для 81% жителей Северо-западного ФО и только для 36% респондентов из Южного ФО. Тринадцатая зарплата в почете на Дальнем Востоке и в Поволжье (по 57%), но на Юге так считают всего 16% опрошенных работников.  

Вместе с тем, самый желанный способ мотивации у жителей Южного федерального округа – социальный пакет (50%). Чуть ниже его привлекательность оказалась в Центральном ФО (44%), в прочих округах отмечена «умеренная популярность», а меньше всего заинтересованы в соцпакете на Северном Кавказе – только 8%.

Результаты опроса комментирует Людмила Спиридонова, руководитель направления HR-исследований НАФИ:

«Результаты исследования показывают, что большинство работодателей используют различные способы мотивации персонала в дополнение к выплате заработной платы, понимая, что грамотно настроенная система вознаграждений способна, с одной стороны, увеличить эффективность персонала и вовлеченность сотрудников в трудовые процессы, а, с другой стороны, повысить конкурентоспособность компании в качестве работодателя, позволяя привлекать в штат лучших специалистов.

Традиционно самыми востребованными способами дополнительной мотивации со стороны сотрудников являются денежные методы – премии, бонусы, 13-ая зарплата. Однако не каждый работодатель в настоящее время, во-первых, может себе позволить их использовать, а, во-вторых, денежные способы являются только частью гармоничной системы мотивации.

При создании эффективной системы вознаграждения сотрудников следует опираться не только на желание работников получить дополнительные денежные средства за хорошо выполненную работу, но и учитывать тот факт, что система мотивации должна закрывать весь спектр потребностей – от физиологических до социального признания и самовыражения. Нельзя недооценивать роль методов нематериальной мотивации – похвал, перспектив карьерного роста, комфортного места работы, стабильности компании, дружеских отношений в коллективе, корпоративных мероприятий – именно такой комплекс мотивационных мер способен удовлетворить высшие потребности человека.

Система мотивации должна носить комплексный характер и опираться на выявленные потребности персонала»

Об исследовании

Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проводился в июне 2018 года.

В исследовании участвовали 1600 человек из 140 населенных пунктов в 42 регионах РФ, трудоустроенных на момент опроса.

Возраст респондентов: от 18 лет и старше.

Статистическая погрешность не более 3,4%.

Полная версия отчета об исследовании доступна по ссылке