06.10.2014 Экспертами Федерации оценки персонала подготовлен аналитический отчет «Центр оценки: современная практика применения в России»

Авторами исследования о том, как применяется центр оценки в России, стали: Светлана Никитина, специалист по работе с рынком образовательных услуг в крупнейшей российской энергетической компании, Евгений Лурье, директор по работе с клиентами компании «ЭКОПСИ Консалтинг» и Сергей Сергиенко, независимый эксперт по оценке персонала, профессор, доктор психологических наук.

Что представляет собой типичный российский центр оценки (ЦО)

Основной целью типичных российских центров оценки персонала явилось развитие персонала (именно ее как основную выделили 76% респондентов). Большинство ЦО при этом сочетают себе две цели – отбора и развития.

Самой популярной категорией сотрудников в России, проходящих оценку в центрах оценки, являются менеджеры среднего звена, или 74% от общего числа.

Среди самых оцениваемых компетенций по степени значимости выделяются:

  1. Лидерство и мотивация (73%), нацеленность на результат, ответственность (72%).
  2. Планирование и организация работы (63%), умение работать в команде (61%).
  3. Коммуникабельность (55%), наличие системного/аналитического мышления (54%).

Информационные технологии на сегодняшний день для проведения оценки используются редко (всего в 27% случаев). Еще более редкими являются полностью компьютеризированные, виртуальные ЦО (всего 1,4%). 

Стандарт ЦО

«Российский стандарт центра оценки»  - понятие, известное уже более чем 60% практикам в сфере оценки. Наиболее востребованным разделом стандарта продлжает оставаться валидизация ЦО. Эффективность проведенного ЦО обычно оценивают, опираясь на мнение заказчика (в 61% случаев), мнения наблюдателей (47%) и непосредственных участников (42%). При этом 17% респондентов не могут оценить эффективность центров оценки.

Обратная связь присутствует в 90% случаев, что отвечает рекомендациям Стандарта. Наиболее популярные формы обратной связи – описание сильных сторон и областей для развития (отметили 87% респондентов) и рекомендации по развитию (79%).

Сравнивая отечественные центры оценки с работой аналогичных зарубежных учреждений, следует отметить, что в России более распространенной является практика разработки упражнений ЦО собственными силами компаний – находящимися в штате HR-специалистами и психологами. Это происходит в 70% случаев, в то время как в мире этот показатель составляет 41%.

История развития центров оценки (ассесмент-центров) насчитывает в России более 30 лет. За это время ЦО зарекомендовал себя как один самых точных методов профессиональной оценки кандидатов на вакантные должности и работающих сотрудников. По имеющимся в Федерации оценки персонала данным, более половины из 150 крупнейших российских компаний за последние 8 лет прибегали к услугам ЦО. Тем не менее, практика работы ЦО была недостаточно изучена, и представленный отчет является первым результатом подобных исследований.

Данные отчета будут интересны как российским HR-специалистам, так и потенциальным заказчикам этого оценочного инструмента для бизнеса.

В отчете представлены 3 основных блока:

  1. Тенденции применения ЦО в России.
  2. Теория и практик: сравнение с российским стандартом ЦО.
  3. Сравнение российской и международной практики ЦО.

Масштабное исследование проводилось в период с февраля по май 2014 года. Анкеты с вопросами распространялись открытыми способами через тематические группы HR-сообществ в соцсетях, через специализированные сайты и посредством корпоративных рассылок. Всего в опросе приняли участие 360 респондентов из различных российских регионов. 80,9% из них признались, что используют в своей практике методы ЦО. Стаж работы опрошенных составлял от менее года до 25 лет и более. Респонденты представляли практически все отрасли экономики, включая управленческий кадровый консалтинг, финансовые услуги, торговлю (ритейл), добычу и переработку сырья, IT, пищевую промышленность, энергетику, строительство, недвижимость и пр.

Для большинства опрошенных компаний (79,8%) кадровый консалтинг не являлся основной деятельностью. Кроме представителей кадрового консалтинга, наиболее активно участвовали в опросе представители трех отраслей: торговли (ритейл), финансовых услуг (банки, страхование, оценка, аудит), а также добычи и переработки сырья и производственные компании.

Из числа опрошенных 76,4% выполняли роли членов команды, проводящей ЦО (наблюдатели-эксперты, ведущие), 53,2% - разработчики ЦО, 23,9% - преподаватели и тренеры, 5% - студенты, обучающиеся ЦО.

Сравнивая тенденции развития ЦО в России с зарубежным опытом, насчитывающим более 60 лет, можно отметить, что средний опыт использования ЦО в российских компаниях невелик – около 3-х лет. 

Самым популярным методом анализа профессиональной деятельности (88,3%) стало интервьюирование. Популярность его связана как с простотой метода, так и его привычностью для отечественных HR-специалистов.  В качестве моделирующих упражнений, являющихся главным инструментом оценки в ЦО, выступали аналитические кейсы (88,5%) и ролевые игры (86,7%).

Результаты обработки анкет респондентов показали, что в большинстве российских ЦО (34,3%) количество компетенций, подлежащих оценки, составляет 6-7 позиций.

Что касается сравнения российского и международного подходов к применению центров оценки, то российской особенностью можно считать более частое применение ЦО в «смешанных» целях отбора и развития. В России чаще всего ЦО проводится для развития сотрудников, но его результаты могут в дальнейшем использоваться для принятия кадровых решений. 

С подробным отчетом можно ознакомиться  - тут.