06.05.2016 Седьмой прогноз из отчета Bersin by Deloitte «Predictions for 2016»: революция в корпоративном обучении

Джош Берсин предсказывает поистине радикальные перемены: специалисты по обучению станут уделять больше внимания восприятию пользователей, а не технической структуре образовательных программ, в отрасли L&D будет особенно цениться целостное дизайн-мышление, возрастет взаимная поддержка и желание делиться знаниями.

Bersin by Deloitte ведет исследования в области корпоративного обучения с 2001 года. В то время компании только-только разобрались, как выкладывать онлайн образовательный контент, и горячо обсуждали: как долго еще просуществует формальное обучение.

Разумеется, с тех пор рынок обучения значительно вырос: появились высококлассные массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs), в любой сфере деятельности доступны авторские экспертные курсы, образовалась целая ниша бюджетных (а то и бесплатных) онлайн-курсов, есть качественный образовательный видео контент и конечно же, миллионы блогов, статей и обучающих симуляторов.

Неотъемлемая часть нового образовательного пространства — страстное желание самостоятельного обучения. Как показало прошлогоднее исследование Deloitte «Human Capital Trends», во всем мире корпоративное обучение считают приоритетом номер три (после культуры и лидерства). Буквально в каждой сфере деятельности люди ищут способы улучшить свои профессиональные навыки. Если вы не активный ученик, который стремится совершенствовать свои знания, скорее всего вы плететесь позади всех.

Нельзя сказать, что тщательно отработанные практики обучения уходят в прошлое. Это не совсем так. Людям нужны структурированное образование и профессиональная подготовка (и желательно по максимуму). Но, как показывает исследование, у современного ученика мало времени, он спешит учиться и хочет учиться так, как ему удобно. Значит, задача L&D специалистов создавать не только отличные образовательные методики, но и постоянно развивающиеся практики, доступные для общего восприятия.

Джош Берсин предлагает свою модель обучения «Четыре О» (“FourEs”: Education, Experiences, Environment, Exposure):

  • Образование (формальное обучение)
  • Опыт (развивающие задания и проекты)
  • Окружение (культура компании и рабочая обстановка)
  • Общение (знакомство и взаимодействие с успешными людьми)

bersin_7_1

Те, кто позаботится об этих четырёх пунктах, с большой вероятностью опередят тренды обучения 2016 года.

Собственно, целесообразна ли классическая модель 70/20/10*? При всей ее простоте, есть одно важное «но»: программы формального образования составляют лишь малую часть функции L&D. В этом году однозначно стоит подумать, как создать постоянную практику обучения в своей компании. Тех, кому удастся воплотить эти замыслы (по формуле «Четыре О») ждет большой успех.

* В «Модели развития 70-20-10» 70% составляет обучение на практическом опыте, 20% — обучение на примере других (наставничество, обратная связь, нетворкинг) и 10% — формальное образование (базовые программы, тренинги, курсы, семинары и т.п.)

Переход к обучению, «настроенному на работника», обусловлен двумя объективными причинами:

  • Во-первых, меняется рынок систем обучения (LMS) и во многих устаревших разработках нет востребованных функций. Современные продукты (например, Pathgather, Degreed, SAP Jam, Oracle’s Video Learning, Workday Learning, новая обучающая платформа Skillsoft’s) в корне отличаются от традиционных LMS решений. Классические LMS настолько переполнены незаменимым функционалом, что становятся чем-то вроде серверов, скрытых от пользователей. Сегодня, как никогда прежде, компаниям нужен интерактивный, управляемый подход к обучению, основанный на реальных отзывах. Очевидно, что новые инструменты, построенные на этих принципах, потеснили известных разработчиков.
  • Во-вторых, кардинально меняется сама роль L&D. Сегодня руководители и специалисты отделов обучения и развития должны стать «создателями обучающей среды», а не «создателями инструкций». «Дизайн-мышление», необходимое в каждой области HR (включая управление эффективностью, адаптацию новых работников и планирование жизненного цикла сотрудников), тем более важно в обучении. Если вы не анализируете практику обучения своих сотрудников и не создаете целостный опыт, ваша компания останется позади. Если у сотрудников нет возможности приобретать нужные и полезные знания, они ищут ее на стороне (или меняют работу). Некоторые исследования Bersin by Deloitte подтверждают, что доступность обучения — это один из ключевых факторов вовлеченности и удержания сотрудников.

И в завершение. Период всеобщей сосредоточенности на отдельной «аналитике обучения» подходит к концу. Разумеется, надо измерять, насколько усваивается и воспринимается содержание программ, но еще важнее соотносить данные по результатам обучения с другими данными о сотрудниках — чтобы понять, как обучение влияет на эффективность продаж, удержание, карьерный рост и развитие лидерства. Полученные данные должны быть частью общей People Analytics. Не теряйте лишнее время, подсчитывая «ROI обучения» — теперь это задача команды аналитиков.

Предыдущие прогнозы из отчета Bersin by Deloitte: первыйвторойтретийчетвертыйпятый, шестой.  Не пропустите следующий выпуск!