25.08.2016 eLearning в действии: 3 успешных кейса от лидеров

Как дистанционное обучение повышает эффективность бизнеса, какой формат электронных курсов используют ведущие российские компании, с какими вызовами пришлось столкнуться лидерам и как их удалось преодолеть — читайте в обзоре лучших кейсов участников первой практической конференции iSpring Days.

11 августа 2016 года в Санкт-Петербурге прошла первая практическая конференция «iSpring Days: как обучение повышает эффективность бизнеса», посвященная передовым технологиям обучения в корпоративном секторе. Площадка для профессионалов eLearning и начинающих специалистов объединила 12 спикеров, 70 гостей и более 1000 онлайн-просмотров.

Докладчики поделились опытом внедрения дистанционного обучения в компаниях, рассказали о вызовах, с которыми пришлось столкнуться и как их удалось преодолеть.

Кейс компании Нижфарм (STADA CIS). Практика разработки видеокурсов

Компания: STADA CIS (Россия и СНГ) — часть глобального концерна STADA AG. Три основных направления деятельности: разработка, производство и продвижение лекарственных средств. В подразделениях компании в России, СНГ и странах Балтии работают более 2700 сотрудников.

Вызов

1) В связи с постоянным расширением компании, открытием новых производственных площадок и представительств появилась необходимость единой системы обучения. Это нужно, чтобы все сотрудники, независимо от специализации, могли своевременно получать качественную информацию о продукции.

2) В связи с ростом количества сотрудников требовалось быстро и регулярно проводить контроль знаний.

В 2008 году в STADA CIS запустили систему дистанционного обучения для тестирования фармацевтических представителей. Теперь этот формат обучения признан очень перспективным и активно внедряется в компании на всех этапах.

Изначально для дистанционного обучения применялись только тесты и «слайды-листалки». Сейчас онлайн-форматы используются уже на трех ступенях:

  • Адаптационное обучение.
  • Поддержка и дополнение тренингов по развитию компетенций.
  • Самостоятельное обучение – тренажеры по работе в интерфейсе программного обеспечения.

Не так давно компания решила опробовать новый формат электронных курсов. Для этого они взяли презентации про стандарты качества ISO и историю развития компании и добавили к ним закадровый текст с пояснениями. Получилось просто, быстро и самое главное — сотрудники стали охотно изучать эти материалы. Сегодня это два самых востребованных курса. Несмотря на то, что они довольно объемны (на просмотр 8 модулей нужно потратить 1,5 часа), сотрудники с удовольствием изучают информацию от начала до конца!

Новый формат очень понравился работникам, поэтому его стали активно применять: сделали предметные курсы с тестами и загрузили их в СДО. Как это работает: из системы сотрудникам приходит автоматическая рассылка с пояснением, куда нужно перейти, какие курсы изучать и что будет, если этого не сделать.

Самостоятельная разработка/аутсорс

В STADA CIS отдают предпочтение программам дистанционного обучения, которые могут сделать сами. Поэтому курсы создают не перегруженные информацией, не тяжелые, чтобы они качественно воспроизводились даже в отдаленных сибирских филиалах, где не всегда есть стабильный интернет.

Выбор инструмента

В компании выбрали озвученные видеокурсы, сделанные на платформе iSpring.

Инструмент работает на основе PowerPoint, поэтому позволяет значительно упростить работу с предметными экспертами и экономить время: эксперты самостоятельно делают презентацию, к которой можно быстро добавить озвучку и перевести ее в дистанционный формат. Большой плюс — возможность быстро поправить материалы, если в дальнейшем нужно актуализировать информацию.

Курсы доступны на любых устройствах, отлично адаптируются, мало «весят» и потому легко загружаются даже при просмотре с мобильного интернета.

Новый вызов

Когда в STADA CIS ввели новую систему оценки, потребовалось быстро ознакомить сотрудников с новым интерфейсом. Благодаря опробованному ранее формату, получилось быстро создать 5 курсов для руководителей, по процедуре оценки которые состояли из слайдов PowerPoint, закадровой озвучки и видео интерфейса.

Выгоды от внедрения онлайн-обучения:

Сотрудникам нравится новый необычный формат дистанционного обучения. Требуется меньше усилий со стороны пользователя: курсы можно смотреть где и когда угодно, даже параллельно с выполнением несложной механической работы.

Кейс компании «Лента». Как работает eLearning в рознице

Компания: Сеть гипермаркетов «Лента». Сейчас под этим брендом работают 185 магазинов в 75 городах России.

Вызов

В 2013 году компания поставила задачу увеличить торговые площади в 2 раза.

Вскоре стали создаваться новые магазины и особенно много открытий приходилось на конец года — а это серьезная дополнительная нагрузка для службы персонала.

Кроме того, компания внедрила новое программное обеспечение, а значит, все прежние стандарты и правила, которые действовали при обучении сотрудников, стали неактуальными. Нужно было обучить новый персонал и обеспечить внедрение нового программного обеспечения на складах и в торговых комплексах.

Если раньше на каждый торговый комплекс был выделен свой специалист по очному обучению, то после увеличения числа магазинов от такого подхода пришлось отказаться. Появилась потребность массового перевода очного обучения в онлайн-формат.

В том же 2013 году «Лента» запустила систему дистанционного обучения, но она позволяла только тестировать сотрудников, причем в полуручном режиме. На это уходило много времени.

Новая СДО появилась в компании в апреле 2015 года и должна была решить две главные задачи:

1)   обновить и перевести большое количество очных презентаций в дистанционный формат,

2)   собирать статистику по тестированию (как сотрудники отвечают на каждый вопрос теста).

Самостоятельная разработка/аутсорс

Сначала компания привлекала сторонних провайдеров для внедрения СДО. Сейчас практикуется в основном самостоятельная разработка, где задействованы всего два сотрудника, а также сами эксперты на местах.

Выбор инструмента

Для разработки сложных курсов с нуля в «Ленте» применяют Articulate, но это редкий кейс, так как в этом случае трудно уложиться в срок. Для быстрого перевода готовых презентаций в онлайн-формат, а также для обновления тестов и получения статистики используют iSpring. Инструмент позволяет оперативно обновлять исходники тестов, загружать в СДО и получать результаты прохождения на почту.

Выгоды от внедрения онлайн-обучения

Доступ получают все сотрудники, в том числе те, кто работает без компьютеров. Создавать курсы быстро, просто, удобно, есть хорошая техподдержка, которая всегда придет на помощь при необходимости. За счет того, что эксперты могут сами участвовать в процессе создания презентаций, экономится время на разработку курса.

Рецепт от «Ленты», как сократить время на внедрение дистанционного обучения

1)   Не создавать сложные сценарии. Использовать презентации, которые готовят сами эксперты или методисты: удобно редактировать, привычный формат, экономия времени. С этими презентациями представители едут на открытия в торговые залы, где показывают курсы, и новые сотрудники практически мгновенно усваивают важную информацию.

2)   Если нужно обеспечить быстрое внедрение нового ПО, не делать сложных симуляторов. Так как через месяц торговое оборудование может полностью измениться, курсы устареют. Лучше написать инструкцию в виде презентации, добавить к ней тест на знание основных кнопок и, если есть время, записать демонстрационный ролик. За неделю можно легко подготовить такой материал и успеть к открытию магазина.

3)   Сделать чек-лист по внедрению, четко прописать, какие типы вопросов нужно создавать, как оформлять слайды. Лучше сделать шаблон для экспертов, по которому они смогут работать.

Кейс компании Efes. Как открыть второе дыхание в системе дистанционного обучения

Компания: Efes Rus — подразделение международной пивоваренной компании, работает в России с 1997 года. В настоящий момент занимает 2 место по объему продаж в России в своем сегменте. У компании 15 заводов по всему миру (5 из них расположены в России), 99 офисов, и более 3000 сотрудников. Продажи ведутся через партнеров – дистрибьюторов, где работает около 2000 торговых представителей.

Вызов

Требуется регулярное обучение сотрудников. В 2010 году руководители поняли, что им нужна система дистанционного обучения, которая была бы интегрирована с внутренними системами, в первую очередь SAP. Для этого в компании закупили СДО WebTutor и несколько лицензий редактора Courselab. Интеграция прошла неудачно: освоить инструмент своими силами не получилось, были потрачены большие деньги на внедрение системы, создание красивого вводного курса, который не воспроизводился на 70% устройств из-за технических проблем. Кроме того, из-за требования интеграции с SAP доступ к онлайн-обучению имели только сотрудники корпоративной сети, а огромная часть персонала, которая работала не на заводе, оказалась за бортом.

В 2014 году началось падение рынка, ограничения продажи алкоголя, и, как следствие, произошли серьезные изменения внутри компании, в частности, объединение с SABMiller.

Перестало хватать ресурсов для очного обучения всех сотрудников, учитывая колоссальные расстояния между филиалами. Кроме того, не было общей базы обучения. Поэтому был вновь поднят вопрос о создании СДО.

Выбор инструмента

Второй раз компания подошла к внедрению онлайн-обучения более обдуманно. Выдвинули требования к системе. Решили использовать старую СДО, но нанять внешнего ИТ-специалиста для ее обслуживания. Отказались от интеграции с SAP и открыли доступ к системе всем сотрудникам отдела продаж. Чтобы создать базу контента, стали искать подходящие редакторы.

Выбрали iSpring по следующим критериям:

  • легкость использования
  • русскоязычный интерфейс
  • поддержка HTML5 – то есть проигрывание на мобильных устройствах
  • техподдержка в России,
  • цена

Самостоятельная разработка/аутсорс

Контент разрабатывается собственными силами.

Выгоды

Огромный выбор вопросов теста, поддержка мобильных устройств, минимум трудозатрат: во внедрении онлайн-обучения задействованы всего 3 человека, среднее время подготовки курса 3-5 дней. Тренеры по продажам могут сами делать презентации. Причем курс содержит теоретический материал, видео и практические задания.

Рецепт быстрого запуска СДО от Efes

По мнению специалистов компании, повторный запуск СДО оказался столь удачным, потому что заранее были определены требования к системе, подготовлен и актуализирован контент за счет правильно выбранного инструмента разработки.

Результаты

Создано 12 объемных курсов, которые используются на всех внутренних порталах компании. Подразделения компании из стран СНГ решили присоединиться к опыту Efes Rus и используют наработанные материалы. В настоящий момент в системе зарегистрировано 2700 человек.

 

Самым горячим вопросом конференции стал выбор наиболее подходящего инструмента разработки. Было высказано много «за» и против, но все спикеры и участники пришли к единому мнению: для разных целей обучения нужно использовать разные инструменты. Только в этом случае можно действительно успешно решать стоящие перед бизнесом задачи.

Вдохновляйтесь опытом лидеров, внедряйте собственные программы eLearning, выбирайте оптимальные инструменты обучения и повышайте эффективность бизнеса!